МЕЛЬХИЗЕДЕК
(Мельхиседек)
(Иудаизм, Новый Век)
The Melchizedek Mystery
Melchizedek’s name is said to mean “King of Righteousness” or “Genuine and Meaningful King”
Его имя означает «король праведности» или «искренний и справедливый король». Он был Ханаанским королем-священником Салема (теперь известен, как Иерусалим) и учителем Авраама. Древние мистические тексты описывают его как человека, который в широком масштабе проводил высвобождение духа, трудясь вместе с архангелом Михаилом.
Описания Мельхизедека очень противоречивые. В Скрижалях Мертвого Моря его называют Михаил, и есть намек на то, что Мельхизедек был одно целое с архангелом Михаилом и Иисусом. Это предположение подхватывает апостол Павел в Послании к Евреям; Павел пишет о том, что Мельхизедек и Иисус оба были первосвященниками, и Мельхизедек был предтечей появления на Земле Иисуса. В духовном тексте Востока Наг Хаммади также говорится о том, что Мельхизедек был предыдущем воплощением Иисуса Христа.
Согласно Книге Еноха, Мельхизедек был ребенком брата Ноя, Нира. Жена Нира умерла раньше, чем успела родить ребенка, и Мельхизедека извлекли из чрева матери посмертно. Но есть и другое предположение, что на самом деле он сын Ноя Шем.
Сказано, что впервые Мельхизедек предложил хлеб и вино Аврааму за его военную победу. Он даже изображен с чашей или потиром — каменная скульптура в соборе Шартре во Франции. Св. Павел говорил об Иисусе Христе, как о первосвященнике по чину Мельхизедека, потому что Иисус позже предложил отведать хлеба и вина во время евхаристического жертвоприношения Тайной Вечери. Совет Трента даже дебатировал по поводу того, что именно Мельхизедек впервые предлагал хлеб и вино, а потом Иисус узаконил это во время Тайной Вечери.
Проведем некоторый экскурс в Библейские тексты и в философские размышления.
Многие люди размышляли о естестве Мельхизедека, священника Всевышнего Бога, который встретил Авраама, когда тот возвращался с битвы царей. Толкователи, как те, что входили в разные Церкви Бога, так и те, что не принадлежали ни к одной из них, часто придерживались общей точки зрения, которая состоит в признании Мельхизедека Христом (до его рождения как Иисуса в первом столетии). Кое-кто использовал описание в «Послании к евреям»: 7 не только для того, чтобы связать его с Христом, но и для того, чтобы утвердить вечность Христа рядом с Богом; на самом деле это дитеистическая или бинитаристская модель Божества.
Отождествление Мельхизедека с Христом происходит из следующих стихов:
Которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. (7: 2-3, Евр.)
И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет. (7: 8, Евр)
Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мельхизедека. (7:17, Евр.)
Спор построен на следующих положениях:
Сказано, что Мельхизедек "без отца, без матери, без родословной, не имел ни начала дней, ни конца жизни". В дальнейшем "имеющий о себе свидетельство, что он живет".
Таким образом, выдвигается утверждение о том, что, поскольку лишь вечное существо может быть без отца, без матери, без родословной и начала дней и конца жизнь, Мельхизедек должен был, на самом деле, быть Богом, одним из дитеистического Божества. Сказано, что Мельхизедек "уподобился Сыну Божьему".
Итак, сначала он не был Сыном Божьим, но уподобился ему, когда воплотился в Иисуса Христа.
Сказано, что Мельхизедек "пребывает священником всегда", Христос также "священник навсегда". Поскольку может быть лишь один Первосвященник перед Богом, то Мельхизедек и Христос должны быть одним существом или лицом..
Увы, эта дискуссия поверхностна. Она не только неверно толкует значение стихов, но и противоречит другим стихам этой же главы. Например, стих 11 и стих 15 четко утверждают, что Христос восстал как другой священник по чину и подобию Мельхизедека:
«Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, – ибо с ним сопряжен закон народа, – то какая бы еще нужда была восставать иному Священнику по чину Мельхизедека, а не по чину Аарона именоваться?» (7:11, Евр).
«И это еще яснее видно из того, что по подобию Мельхизедека восстает Священник Иной». (7: 15, Евр).
Для того, чтобы понять, что имел в виду автор Послания необходимо детальное изучение этой главы. Общая цель главы - объяснить, что левитскому духовенству пришел конец. С Христом христиане становятся народом царей и священников:
Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. (1 Пет. 2: 9)
И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и сила во веки веков. Аминь. (Откров. 1: 6)
Несмотря на то, что духовенство Израиля основывалось на происхождении (священник должен был происходить из рода Левитов и быть потомком Аарона) и физических характеристиках (священниками могли быть лишь мужчины и они не могли иметь физических недостатков, Лев. 21: 21), новое духовное священство не признает ограничений по происхождению, полу и физическому совершенству (Гал. 3:26-28). Это духовенство, основан на благодати (Божьем даре), и достоинстве (вере, доказанной добровольной покорностью).
Для того, чтобы объяснить такой переход духовенства с левитской основы на духовную основу, во главе с Христом, автор приводит пример Мельхизедека в Ветхом Завете, чтобы определить новое духовенство Христа. Он объясняет, что Мельхизедек был священником задолго до того, как родились Аарон и Левий (1-2, 9-10). Автор потом говорит о Мельхизедеке, что:
Он без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни. (7: 3, Евр)
Идея здесь состоит не в том, что Мельхизедек не имел отца, матери и родословной, а в том, что нет упоминаний о его родителях и происхождении. Мельхизедек представлен нам в книге Бытия 14:18-20 просто как священника Бога Всевышнего. Претенденты на место священника должны были доказать свое происхождение и родословную. У Неемии 7: 64, когда духовенство реформировалось после Вавилонского плена, священники должны были представить их родословную; тех же, кто не мог сделать этого, исключали из духовенства:
Они искали родословной своей записи, и не нашлось, и потому исключены из священства. (Неем. 7: 64)
Христос, Сын Божий, без сомнения, имеет отца, мать и родословную. Эти данные приводятся у Матфея 1: 1-17 и Луки 3: 23-38.
Итак, сравниваются не родители и происхождение в прямом значении этих слов. Скорее, как и Мельхизедек, Христос не может представить свою родословную вплоть до Аарона и Левия:
Ибо известно, что ГОСПОДЬ наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мельхизедека восстает Священник Иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. (7: 14-16, Евр.)
Выражение ни начала дней, ни конца жизни является ссылкой на ограничение во времени относительно тех, кто служил в Левитском духовенстве. Из Чисел 4: 47 мы видим, что обычные священники начинали свою службу в 30, а заканчивали в 50 лет. Что касается Первосвященников, то их служба продолжалась до смерти. Мельхизедек же представлен нам в ранге священника Всевышнего. Библия умалчивает о том, когда он начал свою службу и как она завершилась. В этом ракурсе Мельхизедек подобен Христу (и тем, кто был в его духовенстве). Служба Христа, как Первосвященника, не имеет "возрастных ограничений", и она не подойдет к концу, поскольку он воскрес для вечной жизни.
Послание к евреям 7: 3 говорит:
Уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
Относительно этого отрывка следует сделать два замечания. Во-первых, слово, которое переводится уподобляясь в RSV и стал как в Послании к Евреям происходит от греческого слова афомоиоменос. Новый Греко-Английский Словарь Тайлера показывает, что оно имеет значение принять образ или форму, выражаться в, копировать; создавать копию; быть сделанным как, делать похожим. Это всегда означает две вещи (людей или объекты), один из них похож на другого в буквальном или переносном смысле.
Итак, Мельхизедек и Христос должны были быть разными и отдельными существами. Они не могли быть одним существом, что вытекает из греческого глагола, который применяется, чтобы описать сравнение, сделанное между ними.
The International Standard Bible Encyclopedia, Том 3, ст. 3l3, статья "Мельхизедек" говорит: Некоторые думали, что Мельхизедек был Христофанией (то есть провозглашением Христа), а не историческим лицом и потому понимал стихи 2-3 буквально, а не типологично. Главный аргумент против такого толкования состоит в утверждении, что Мельхизедек уподобился (гр. афомоиоменос) Сыну Божьему (ст. 3). Глагол афомоиоо всегда предусматривает размежевание и обособление существ, одно из которых похоже на другое. Итак, Мельхизедек и Сын Божий представлены как два отдельных лица, первое из которых уподобилось второму.
Второе замечание касается фразы пребывает священником навсегда. При поверхностном рассмотрении можно сделать вывод, что Мельхизедек до сих пор жив и занимает место священника Всевышнего. Это не то, о чем шла речь на самом деле. Автор Послания к евреям сам, без сомнения, был евреем (предание говорит, что его звали Павел) и был осведомлен в служении в Храме и раввинических дискуссиях. Могли приводиться раввиническая логика, аргументация, утверждения, которые, на самом деле, были "аргументами молчания".
Если Библия не говорит чего-то конкретного о лице, месте или случае, делались разные выводы в пользу разных аргументов или утверждений. В этом случае автор Послания, на самом деле, говорит: "поскольку Библия замалчивает факт смерти Мельхизедека, мы можем фигурально сказать, что он жив и продолжает занимать место священника Бога Всевышнего, и в этом он подобен Высшему Духовенству Сына Божьего". The International Standard Bible Encyclopedia говорит:
Этот аргумент похож на раввинический аргумент молчания, согласно которого существует лишь то, о чем упоминает Писание. (Т. 3, ст. 313, статья Мельхизедек).
Конибир и Хаусон в их работе Жизнь и Послания Павла отмечают относительно Послания к евреям 7: 4:
Здесь, как и предшествующие случаи использования фраз "без отца" и "без матери", молчание Писания толкуется аллегорически. Писание не определяет ни отца, ни матери, ни рождения, ни смерти Мельхизедека.
Последующая фраза в стихе 8:
И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий о себе свидетельство, что он живет. (RSV).
Написана в том же духе. Используя эту форму "аргумента молчания", автор указывает, что Мельхизедек подобен Христу, который принимает его священство навсегда:
Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и Священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес. (23-26, RSV).
В конце концов, нет смысла в том, что Мельхизедек определяется как муж, и что он имеет родословную, но происходит не от Левия:
Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. (Евр. 7: 6, RSV).
Несколько положений из философии
Если отстраниться от библейских текстов, все равно возникает много осложнений, если предположить, что Мельхизедек все же был Христом. Мельхизедек жил в Салеме и был его священником-царем. Если бы он был Христом в предыдущем воплощении, мы должны были бы спросить:
· Когда он родился? Кто был его матерью? Когда и как он умер?
· Жертвовал ли он собою за грехи? Если так, то как? Если нет, то чему?
· Почему дается так мало подробностей по поводу того, что должно было быть главнейшим событием (Жизнь Христа среди людей во плоти во времена Авраама)?
· Если он жил среди людей, то какой была цель второго появления в первом столетии?
· Как Христос мог быть священником по чину Мельхизедека, если он был Мельхизедеком и установил духовенство Мельхизедека? Аарон не был первосвященником по чину Аарона, он был источником Ааронового духовенства.
· Как мог Христос быть рожден, превознесен и предназначен (Ев. 5: 5) на место первосвященника, если он уже был первосвященником до его воплощения? Утратил ли он этот статус? Если так, то чему, и где Библия объясняет это?
Вывод
Из положений Библии, из греческого оригинала, из раввинических форм аргументов и из форм философии и логики целиком понятно, что мысль о том, что Мельхизедек был Христом до его воплощения в первом столетии, должна быть отброшена. Мельхизедек был священником Всевышнего Бога, который жил во времена Авраама как священник-царь Салема. О нем известно очень мало, кроме того, что он не был потомком Левия или Аарона и был назначен на место священника Богом, а не на основаниях закона. Будучи таким, он стал подобием нового духовенства Христа и его духовного братства, которое он спас, чтобы они стали народом царей и священников его Бога-Отца:
И поют новую песнь, говоря: "Достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровью Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. (Откров. 5: 9-10, RSV).
В кругах Нового Века Мельхизедека считают группой духовных сущностей высшего уровня, которые являются хранителями и учителями древних эзотерических тайн. Иногда эту группу называют «Космическим Духовенством» или «Орденом Мельхизедека». Эта группа описана в Псалтире: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мельхизедека».
Мельхизедек говорит:
«Я - часть регулирующей программы, которая уравновешивает и приводит в гармонию все энергетики. Эти энергетики изливаются непрестанно и образуют основную структуру вселенной. Все субстанции образуются из этого вещества. Все атомные частицы вращаются вокруг них. Для того, чтобы преобразовать суть какой-нибудь ситуации, нужно призвать внутренние цвета и преобразовать так, чтобы их количество изменилось; тогда их порядок там, где они появятся, изменится».
Помогает с:
• Исправлением неприятной ситуации
• Эзотерическим пониманием
• Проявлениями в физическом мире
• Очищением
• Щитами от психических атак
• Освобождением духа
• Терапией с помощью цветовых оттенков (ауро-сома, очищение чакры, кристаллы, Фэн-шуй, Рейки и пр.)
Обращение
Мудрость Мельхизедека, могущество Мельхизедека, чин Мельхизедека, я приглашаю и призываю твой дух и прошу твоей защиты. Мельхизедек, спасибо тебе за то, что ты полностью очищаешь меня от низменных энергетик! Мельхизедек, спасибо тебе за то, что ты очистил меня и эту ситуацию.
Мельхизедек, спасибо тебе за то, что ты переменил ситуацию, и теперь она отражает только высшие духовные законы и энергетики. Божественная мудрость, сила и чин теперь управляют моими действиями, мыслями и словами; я защищен во всех смыслах этого слова.